Мероэ

Мероэ

Пирамиды Судана

Вторым (а возможно, и первым, относительно у этого у ученых нет единого мнения) названием Куша было Мероитское царство, или даже просто Мероэ. История, как мы хорошо знаем, наука чрезвычайно консервативная, то, что в ней сказано однажды, крайне редко опровергается полностью, и сегодня традиция стоит на гораздо более часто употребляемом названии Куш. Относительно того, когда город Мероэ был столицей Куша, среди историков также нет полного единодушия: существуют три точки зрения. Это связано с тем, что так называемое мероитское письмо — письменность, созданная в Мероэ, распространенная примерно с II в. до н. э. до V в. в Нубии и Северном Судане — расшифровано все еще слабо, следовательно, источником точных знаний оно быть не может. История Мероэ трактуется в основном по египетским папирусам и сведениям античных авторов, начиная с Геродота (V в. до н. э.) и Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), которых разделяет почти 400 лет. А поскольку Египет и Нубия периодически враждовали между собой, и в такие периоды почти не имели гуманитарных контактов, египетские источники тоже нельзя считать непогрешимыми. Итак, первая точка зрения — столицей Куша была Напата, а уж потом Мероэ. Вторая — города Напата и Мероэ были центрами двух самостоятельно существовавших государств кушитов. Наконец, третья — Мероэ фактически был столицей Куша всегда, несмотря на притязания на эту роль Напаты. И все же пока — если не канонической, то все же распространенной — остается первая точка зрения.
Дата переноса столицы Куша из Напаты в Мероэ и начала мероитского периода истории государства остается расплывчатой. Общепринятым рубежом является 308 г. до н. э. Геродот в одном из своих трудов, написанных незадолго до 430 г. до н. э., описывает Мероэ, а о Напате даже не упоминает. Из этого следует, что город Мероэ существовал уже по крайней мере в VI в. до н. э. при царе Аспалте, когда была, по Геродоту, сильно разрушена Напата, и вполне естественно, что это могло быть основанием для перенесения столицы. На Южном кладбище города существуют и более ранние погребения, а первым царем, погребенным в Мероэ, был Аракакамани, правивший в конце IV в. до н. э. При этом существенно и то, что Напата во всех перипетиях, переживаемых Кушем, оставалась религиозным центром государства по крайней мере до правления Настасена (ок. 385-310 гг. до н. э.), поскольку ему и нескольким его предшественникам приходилось ездить туда из Мероэ, чтобы получить посвящение в сан жрецов Амона.
Помимо всех разногласий историков по поводу соперничества двух столиц большое значение имела роль, которую играл Мероэ в экономической жизни государства. Этот город, в отличие от Напаты, окружали плодородные долины Бутаны, Вади-Аватейба и Вади-Хавада, здесь гораздо чаще выпадали дожди, имелись месторождения железной руды, рос лес, что имело первостепенное значение для развития металлургии. И Мероэ закономерно стал центром самой передовой для его времени технологии. Плюс ко всему Мероэ был расположен рядом с судоходным руслом Нила, в конце караванных путей от Красного моря. И где же, как не здесь, делать торговый центр государства? Ответ был очевиден.
В середине IV в. н. э. Эзана, царь христианского Аксума (территория современной Эфиопии), талантливый военачальник, разгромил Куш. Завоеватели разграбили столицу. Несмотря на то что Куш уже навсегда утратил свое политическую роль на севере Африки, город Мероэ еще долго оставался влиятельным экономическим и культурным центром обширного региона, в том числе земель, лежащих к югу от пустыни Сахара.
Древний город Мероэ, бывший столицей царства Куш, располагался на восточном берегу Нила, по соседству со священными для кушитов местами Нага и Мусавварат-эс-Суфра. Гелиодор, древнегреческий писатель III-IV вв., называл эту местность островом Мероэ. На том основании, что здесь в Нил впадают судоходные реки Астабора и Асасоба. Это был поэтический образ, острова здесь нет, но античные авторы метафору повторяли. Археологический парк Мероэ находится примерно в 200 км к северо-востоку от Хартума — столицы Судана.
Завоевав Египет, кушиты стали еще более прилежными учениками и верными последователями египетской цивилизации, чем ранее. Во многом, в том числе и в возведении пирамид и обелисков.
Кушитская по своему этническому составу XXV династия Древнего Египта (ок. 760-656 гг до н. э.) обрела в Египте устойчивую и почтенную репутацию «ревнителей веры». По двум причинам. Во-первых, шесть фараонов этой династии объединили Верхний Египет, Нижний Египет и Нубию, создав мощную империю, территория которой была сравнима с территорией Египта времен расцвета, а именно Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). Во-вторых, они не посягали на египетские традиции, религию и обряды, а напротив, развивали их, обогащая традициями нубийской культуры. Во времена XXV династии в Египте и Нубии пирамид было построено не меньше, чем в период Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.), который по справедливости считается самым «пирамидным». Но при всем подражании египетским пирамидам их мероитские аналоги не были ни точными, ни даже уменьшенными копиями классических пирамид.
Первое, бросающееся в глаза отличие при взгляде на пирамиды Мероэ, — они в буквальном смысле слова круче: сильнее тяготеют к вертикали, угол наклона граней достигает 68°. Их основной строительный материал — не блоки известняка, а необожженный кирпич, покрытый известняковым раствором, хотя и камень тоже применялся, но в меньшей доле. Из кирпича выкладывали стены и свод погребальной камеры, оставляя внутри большие пустоты. Второе кардинальное отличие кушитских пирамид от египетских — это то, что погребальные камеры имели форму круга, в чем археологи усматривают воспроизведенную нубийскую традицию погребальных курганов. И третье — они в целом гораздо меньше по масштабу. Высотой — от 12 до 20 м, стороны основания имеютот8до 14 м. Небольшие молельни располагались с юго-восточной стороны, вход в них обозначали двойные пилоны, украшенные рельефами с египетскими сакральными и декоративными символами — цветами лотоса, листьями папируса, ибисами и т. п. Мероиты поклонялись египетским богам — Амону, Исиде, Осирису, но и своих кушитских богов тоже чтили. На первом месте у них тут были львиноголовый бог Апедемак и бог творения Себинмекер: немало их изображений, особенно скульптурных, было найдено при раскопках в Мероэ.
К сожалению, и эти пирамиды оказались добычей варваров-грабителей еще в древности. Но всех их «превзошел» в XIX в. итальянец Джузеппе Ферлини. Чтобы добыть желаемое, он просто-напросто сносил вершины пирамид посредством направленных взрывов. Судьба наказала его по-своему: Ферлини не смог получить больших барышей на продаже награбленных ценностей — никто не верил ему, что это не подделки. Чтобы в какой-то африканской глуши были вещи, не уступающие по изяществу древнеегипетским и древнегреческим?.. В Европе тогда никто ничего не знал о Мероэ, даже среди ученых таковых были единицы. В конце концов добычу Ферлини купили музеи Берлина и Мюнхена, где эти ценности находятся и поныне. К счастью, сохранились настенные рельефы погребальных камер Мероэ. Великолепная резьба рассказывает, как правило, о погребальном обряде: от изготовления мумии до украшения ее драгоценностями.
Научные раскопки в Мероэ начались лишь в 1902 г. В 1909-1914 гг. их вел английский археолог Дж. Гарстанг, а в 1920-1923 гг. — американский ученый Дж. Рейснер. Исследования на трех некрополях Мероэ продолжаются, но Судан — страна бедная, и нельзя сказать, что раскопки идут интенсивно. И все же здесь уже представлены интереснейшие объекты. Это так называемые Южное поле (720-300 гг. до н. э.) — 5 пирамид царей, 4 — цариц и еще 195 погребений; Северное поле (300-е гг. до н. э. — 350-е гг. н. э.) — 30 пирамид царей, 6 — цариц и 5 — царевичей, а также 3 захоронения; Западное поле — 113 захоронений неустановленных личностей и неустановленного времени.

Мероэ на карте


Общая информация

Археологический заповедник на месте древнего города Мероэ.
Государственная принадлежность: Республика Судан.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2011 г.
Языки: арабский (официальный), нубийский, табедави, различные диалекты нильских, нилохамитских, суданских языков, английский.
Этнический состав жителей Судана: чернокожие африканцы — 52%, арабы — 39%, кушиты (племя беджа) — 6%, иностранцы — 2%, другие — 1%.
Религии: в северной части Судана, где находится Мероэ, преобладают мусульмане-сунниты, в Хартуме 5% населения — христиане.
Ближайший аэропорт: Хартум (международный).

Цифры

Более 200 пирамид.

Климат и погода

Засушливый пустынный.
Средняя температура января: +23,4°С.
Средняя температура июля: +32,7°С.
Среднегодовое количество осадков: около 100 мм.

Экономика

Туризм.
В древности
: торговля, металлургия.

Достопримечательности

Пирамиды

■ Южное поле (кладбище).
■ Северное поле (кладбище).
■ Западное поле (кладбище).
■ Руинированные остатки каменных стен дворца, царской купальни, государственных зданий, небольших храмов.
■ В районе между ли ией железной дороги и руслом Нила — руины храма Амона, в 2 км на восток от Мероэ сохранились фрагменты храма Солнца.

Любопытные факты

■ Название Нубия, которое древние греки использовали наравне со словом Эфиопия, по одной из лингвистических версий, происходит от древнеегипетского слова nub — золото. Нубия-Эфиопия — Куш-Мероэ была колонией Египта и управлялась наместником с титулом «царский сын Куша». Самостоятельным государством Куш стал примерно в 1070 г. до н. э. после распада Нового царства.
■ Изначальное название Мероэ — Медеви или Бедеви. Мероэ — это имя сестры персидского царя из династии Ахеменидов Камбиса II (правил в 530-522 гг. до н. э.), в честь которой (по Геродоту) он и переименовал город, когда в 525-524 гг. до н. э. вторгся в Египет, а затем в Куш.
■ Кушиты — большой африканский этнос, сложившийся приблизительно за 9 тыс. лет до н. э., но название этой этнической общности было дано гораздо позже по государству Куш, а не наоборот, как можно было бы предположить. Сегодня кушитов — более 30 млн человек, они живут в Эфиопии, Сомали, суданской провинции Кассала и на востоке Северо-Восточной провинции Кении. Существуют небольшие этнические анклавы кушитов и в других регионах Африки. Разные племена темнокожих кушитов объединяют похожие языки афро-азиатской языковой семьи.
■ В Седеинге, что на севере Судана, более чем в 700 км от Мероэ, в 2009-2013 гг. экспедицией французского египтолога Венсана Франсиньи обнаружен некрополь из более чем 200 пирамид, относящихся к VII в. до н. э. — V в. н. э., это одни из самых «молодых» пирамид Африки. По сравнению со знаменитыми пирамидами Египта и Судана их можно назвать миниатюрными. Самая крупная имеет почти семиметровую сторону основания, самая маленькая, очевидно детская, — всего 75 см. Под пирамидами, стоящими очень близко друг к другу, и вокруг них обнаружены тысячи погребальных камер. Материала для археологических исследований здесь чрезвычайно много. В Седеинге найдены сотни табличек с надписями, в основном эпитафиями и молитвами, на мероитском языке. Относительно ценностей и художественных произведений такого сказать нельзя: Седеинга стоит на древних караванных путях, и грабили ее немилосердно еще в древние времена.
■ Первым, кто взялся за изучение мероитского письма, был британец Ф. Л. Гриффит. В результате его исследований 1909-1917 гг. было установлено, что мероитский алфавит состоял из 23 знаков, ученый описал и некоторые другие особенности этого языка. Однако за сто лет изучения филологи не слишком продвинулись в его изучении, лишь около 100 слов имеют перевод. В связи с Мероэ самое интересное слово этого словаря — «кандака» («кандакия»), означающее благородное происхождение или высокий сан. Есть пример на этот счет в Новом Завете: в Деяниях святых апостолов рассказывается, что Филиппом Евангелистом, тезкой апостола Филиппа, был крещен «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской». Эфиопия — в данном случае та территория, которую ныне занимает Судан. Мероитским царством в первые века управляли, как правило, не мужчины, а женщины-кандаки. И даже когда правил царь, он делился властью с царицей-матерью.
■ Довольно часто путают древний Мероэ с современным городом в Судане, название которого по-русски принято транскрибировать как Мерове. Этот город находится в 330 км к северу от Хартума и известен главным образом тем, что там возводится крупнейший многоцелевой комплекс гидросооружений на Ниле.
Города Африки

5
Добавлено: 8-04-2015, 12:11
0
1 361

Предыдущие публикации

Дженне
Город Дженне появился на торговом пути через пустыню Сахара, по которому перевозили ценнейший обменный товар — соль.На фото здание Великой мечети в малийском городе Дженне считается одним из...

Руаха
Национальный парк «Руаха» — второй по величине в Африке и первый — в Танзании. Расположен он в центральной части государства на реке Большая Руаха.«Руаха» менее известен, чем более крупные природные...

Лалибэла
Стилизованный Иерусалим Лалибэлы — вторая по значимости эфиопская святыня после Аксума. Скальный храмовый комплекс назван так в честь основателя — императора Гебры Маскала...

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх