Афон (гора)
Святая гора
Афон — он же Айон-Орос, что по-гречески означает Святая гора — находится на восточной оконечности Халкидики — гористого полуострова, выступающего в Эгейское море приблизительно на 120 км. Полуостров Халкидики состоит из трех меньших полуостровов: Кассандра, Ситония и Афон. Последний в свою очередь имеет длину около 60 км и от 2 до 19 км ширину.
Здесь вся поверхность изрезана узкими каменистыми оврагами, нет рек и озер, только ручьи. Сохранились старые дубовые, буковые и пихтовые рощи.
В античные времена гора Афон была известна как Аполониада — по храму Аполлона на его склоне. Позднее ее стали считать посвященной Зевсу, называли «сторожевой башней Зевса Афонского» и построили храм Зевса, уже тогда именовавшийся Афос (Афон). Паломничество к языческим храмам вызвало появление вокруг Афона, как утверждал Геродот, пяти городов: Дион, Олофикс, Фисс, Кпеоны и Акрофой. Расположенные в южной части полуострова гигантские скалы служили в древности ориентиром для мореплавателей.
С Афоном связаны большие исторические события. В 492 г. до н. э. к берегам Афона подошел военный флот персидского полководца Мардония. Сосредоточив 300 кораблей, он рассчитывал завоевать Грецию одним ударом и стать ее сатрапом. Но едва флот Мардония обогнул полуостров Афон, как на него обрушился страшный шторм и потопил почти все корабли.
Спустя десять лет персидский царь Ксеркс I, чтобы избежать участи Мардония, велел прорыть канал в самом узком месте полуострова Афон. Он был достаточно широк, чтобы по нему прошел весь флот Ксеркса. Однако это не помогло царю: в 480 г. до н. э. в битве при Саламине греки под началом Фемистокла разбили персидский флот.
В 368 г. до н. э. полуостров и города стали частью государства Филипа II Македонского. В дальнейшем это место ничем особенным не прославилось, пока примерно в 44 г., согласно христианским легендам, здесь не появилась Матерь Божия с проповедью евангельского учения. Согласно преданию, проповедь она закончила словами: «Сие место да будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его над местом сим и на живущих здесь».
Православные истолковали эти слова как призыв заселить гору и окрестности во славу всего христианства. Историки называют другие причины появления монастырей именно здесь: древнегреческие города уже исчезли, местность обезлюдела, и ее обжили отшельники, а на Востоке в это время усилились гонения на христиан, и они искали новое убежище.
Предположительно, первые монахи — отшельники и аскеты — начали селиться на Афоне еще в IV-V вв. Официальным временем установления монашества на Афоне считается IX в. В 963 г. был основан первый монастырь на горе — Великая Лавра Афанасия Афонского. Вслед за ним появились еще девятнадцать, а самый последний из афонских монастырей — Ставроникита — был построен в 1542 г.
До XV в. афонские поселения, уже тогда считавшиеся суверенными, находились под защитой византийских императоров.
В 1430 г. Афон был захвачен турками, но Османская империя сохранила его автономию.
В 1912 г. полуостров был занят Грецией, которая впоследствии признала за Афоном статус теократической республики, остающейся частью Греческого государства.
Монастыри
Расположение горы Афон таково, что находящиеся на ней монастыри оказались в естественной крепости, с трех сторон окруженной водой и практически неприступной.
Монастыри на горе Афон образуют комплекс, сформировавшийся на протяжении тысячи лет и представляющий собой союз православных монахов народов Европы.
Афон — крупнейшее в мире средоточие православного монашества, чья автономия закреплена официально Лозаннским мирным договором 1923 г., утвердившим факт распада Османской империи и новые границы в Европе.
В наши дни Афон пребывает во владении православного монашеского объединения.
По своему церковному статусу весь комплекс монастыря находится под юрисдикцией Константинопольской патриархии, но обладает правом самоуправления. Всей властью обладает совет из четырех членов и синаксис (собрание) из 20 представителей — по одному от каждого из всех афонских монастырей, что расположились среди скал, причем некоторые из них похожи скорее на замки средневековых рыцарей.
В поселке Карье находится Протатон — резиденция монашеского управления Афона. Афонская община имеет собственную полицию, бдительно следящую за поведением туристов и паломников.
Императорская грамота от IX в. даровала именно монахам право преимущественно владеть Афоном. Численность их начала расти, появились православные славянские иночества: монастыри грузинский Иверский, болгарский Зограф, сербский Хиландар, русский Св. Великомученика Пантелеймона.
Монастырям пришлось немало вынести не только от завоевателей, но и от сил природы. Лишь один монастырь Дионисиат за последние пятьсот лет не пострадал от пожаров, которые время от времени случаются в других обителях. Ущерб монастырям нанесли землетрясения 1585 и 1765 гг., а также сильнейший снегопад 1600 г. По весне, а также после выпадения сильных осадков на монастыри обрушивается бурный водный поток, спускающийся с гор.
Монастыри отличаются характерными для Афона купольными триконховыми (с апсидами, примыкающими с трех сторон к квадратному в плане внутреннему помещению) церквями с большим притвором. Некоторые украшены фресками и мозаиками, которые в течение многих веков неоднократно обновлялись, а помещения перестраивались.
Великая Лавра Афанасия Афонского — самая древняя афонская обитель — представляет собой комплекс зданий, расположенных закрытым четырехугольником, почему монастырь похож на небольшую, но мощную крепость. Это и неудивительно: Лавре нередко приходилось отражать нападения пиратов и захватчиков — каталонцев, франков и турок.
Монастыри Афона известны на весь мир своими обширными библиотеками, в которых хранятся более 20 тыс. греческих и славянских рукописей, а также арабских, значительная часть которых представляет собой ценные исторические источники, начиная с IX в. Также монастыри известны большим собранием икон, многие из которых почитаются верующими как чудотворные.
И сегодня Афон остается местом православного паломничества. Высшая точка горы Афон для православных христиан — священная, представляющая собой удел Богородицы.
Правила посещения афонских монастырей очень строгие. Добраться к ним можно только по морю. Вход разрешен лишь совершеннолетним мужчинам. Чтобы не ограждать женщин и детей от реликвий монастырей, например, мощи Святого Пантелеймона выносят за пределы Афона и доставляют прямо на борт паромов с паломниками и туристами, которые ежедневно приходят в небольшой поселок Дафни на южном побережье.
Афон внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 г. как «уникальное священное место, где рукотворные сооружения находятся в гармонии с природной красотой места».
Общая информация
Местонахождение: северо-восток Греции, историческая область Греческая Македония.Предназначение: храмовый православный комплекс.
Административный статус: Автономное монашеское государство Святой Горы под юрисдикцией Константинопольской патриархии.
Административный центр: поселок Карье — 370 чел. (2011 г.).
Ближайший крупный город: Салоники — 325 182 чел. (2011 г.).
Установление монашества на Афоне: IX в.
Автономное монашеское государство: с 1923 г.
Языки: греческий, церковнославянский.
Этнический состав: греки, болгары, сербы, русские.
Религия: православие.
Цифры
Площадь монашеского государства: около 336 км2.Монахи: 1830 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 5,4 чел/км2.
Самая высокая точка: гора Афон (2033 м).
Монастыри: 20.
Скиты: 12.
Кельи: около 700.
Климат и погода
Средиземноморский. Засушливое и жаркое лето, умеренная и влажная зима.Средняя температура января: +12°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.
Достопримечательности
Культовые
Монастыри Великая Лавра Афанасия Афонского (вторая половина X в.), Дохиар (вторая половина X в.), Ватопед (конец Х в.), Иверский (конец X в., с фресками XVI в.), Ксенофонт (конец X в.), Ксиропотам (конец Х в.), Каракал (XI в.), Ставроникита (XI в.), Св. Великомученика Пантелеймона (XII в.), Филофей (XII в.), Хиландар (XII в.), Костамонит (XIII в.), Кутлумуш (XIII в.), Зограф (XI-XIII вв.), Симонопетр (XIII в.), Дионисиат (XIV в.), Григориат (XIV в.), Пантократор (XIV в.), Св. Павла (XI-XIV вв.), Эсфигмен (V в.).
Реликвии
Икона Божией Матери «Портаитисса» и саккос (основная часть праздничного одеяния)византийского императора Иоанна Цимисхия (Иверский), икона Божией Матери «Одигитрия» (Костамонит), икона Богородицы «Епакууса» (Зограф).
Исторические
Остатки канала Ксеркса I (480 г. до н. э.).
Святыни
Чудотворный источник Кпиментова пристань, скит Святого Великомученика Пантелеймона (1785 г.).
Любопытные факты
■ Древнегреческое название «Афон» произошло от имени мифического фракийского гиганта Афона, который, согласно мифу, бросил огромный камень в Посейдона, упавший в Эгейское море и ставший горой.■ Древнегреческий архитектор Дейнократ (IV в. до н. э.) был личным зодчим Александра Великого. Дейнократ предложил царю проект: вырезать из горы Афон статую самого Александра. В одной руке статуи должен был находиться город, в другой — кубок, в который будет собираться вода из горных источников и литься в море. Александр был в восторге от проекта, но, осознав масштаб работ, отказался от него, оставив самого Дейнократа при дворе.
■ В более подробном изложении христианская легенда об Афоне повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился.
■ Запрет на появление в Афонских монастырях особ женского пола объясняет предание о том, что в 422 г. Афон посетила Плакидия, дочь Феодосия I Великого — последнего императора единой Римской империи. Она собралась только войти в монастырь Ватопед, но ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. Считается, что именно с того времени святые отцы горы Афон запретили доступ на Святую Гору лицам женского пола. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.
■ В период турецкого владычества монастыри Афона сохранили за собой свободу православной веры и самоуправление, что не избавило их от обязанности платить подушную подать. В то же время освободившаяся от монголо-татарского ига Россия начала помогать монахам Афона.
■ С X в. в Иверском монастыре находились преимущественно иноки-грузины. Последний преставился в 1955 г., теперь эта обитель греческая.
■ Считается, что первые постройки монастыря Каракал были возведены римским императором Каракаллой (198-217 гг.) и монастырь назван в память о нем. Историки уверены, что это не так: Каракалла был ревностным язычником и строил храмы богине Изиде.
■ В 1516 г. монастырь Ксиропотам сгорел дотла, и средства на его восстановление прислал турецкий султан Селим I. Почему — точно неизвестно, предания утверждают, что после страшного сна и видения сорока мучеников Севастийских.
■ В 1845 г. болгарские монахи получили официальное подтверждение своего преимущества в правах владения монастырем Зограф. Монастырь и сегодня считается болгарским, хотя болгарских иноков в нем осталось совсем немного.
■ Монастыри Афона получают тысячи прошений от желающих стать насельниками. Однако, согласно закону, охраняющему права греков на владение Афонскими монастырями, число братии, например, русского монастыря Св. Великомученика Пантелеймона не должно превышать таковое соседнего монастыря Ксиропотам, в котором сейчас около пятидесяти монахов.
■ В отличие от большей части Константинопольского патриархата, на Афоне используется юлианский календарь, именуемый в России «старым стилем».
■ На Лондонской конференции 1912-1913 гг. Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому королевству.