Хамовники — Москва

Хамовники — Москва

Исторически район Москвы

В московской топографии слово «Хамовники» имеет две экспозиции. Как административный Хамовнический район и как район исторический — собственно Хамовники. Их границы не совпадают, административный район — гораздо обширнее, но у них, конечно, много общего значимого. Исторические Хамовники, что касается их названия, происходят от Хамовной, или Хамовнической слободы, которой, в свою очередь, дало имя уже известные нам древнерусские слова «хам» — полотно, ткань и «хамьянъ» — особенно тонкая льняная ткань. А «хамовник» — соответственно ткач. Это не самая старинная в Москве слобода ткачей, первой крупной была, как мы тоже уже знаем, Кадашевская слобода в Замоскворечье. Возникли Хамовники не стихийно: ткани требовалось все больше, а заграничная была дорога. В конце XVI в. сюда переселили ткачей из села Константиновка под Тверью, славившихся как мастера этого ремесла, что они вскоре доказали и на новом месте. К 1620-х гг. в Западной Европе резко вырос спрос на русский лен, и царь Михаил Фёдорович Романов предоставил тверичам привилегии — освободил от ряда повинностей. В то же время им было запрещено покидать территорию слободы, фактически они были на положении крепостных. В данном случае — «государевых».
В москворецкой излучине, той, к которой относятся Хамовники, это была не единственная в XVI-XVII вв. слобода. Историк и археолог XX в. С. К. Богоявленский отмечал, что в XVII в. существовал «глубокий клин поселений» в Лужниках и Хамовниках. Самыми известными были монастырская слобода (у Новодевичьего монастыря), патриаршая Саввинская слобода (Саввина монастыря, разрушенного в 1930 г.), за Девичьем полем — новая Конюшенная слобода, у Крымского брода — Чудовка — угодья и подворье кремлевского Чудова монастыря. Между слободами простирались луга, отсюда и топоним Лужники. (Низкий рельеф земель в излучине очень хорошо просматривается с Воробьёвых гор.) Девичье поле называли так потому, что оно примыкало к Новодевичьему монастырю, — это по одной версии, а по другой — потому, что на нем отбирали крестьянских девушек как дань золотоордынским ханам.
В 1707 г. Пётр I распорядился создать в Хамовниках казенную ткацкую мануфактуру в домах, конфискованных у попавших в опалу бояр Лопухиных. Царь был заинтересован главным образом в производстве полотна для пошива военных камзолов, но на первых порах это производство было убыточным. Пока в 1718 г. Пётр не передал мануфактуру под начало голландца Ивана (Джона) Тамеса, имевшего «компанейщиков». У них все получилось. Мануфактура производила и пряжу, и ткань, выпускала и сукно, и тонкое полотно, а также скатерти, салфетки, полотенца, у нее были, как мы сказали бы теперь, филиалы — в Белом городе и в Малом Знаменском переулке. Дело Ивана Тамеса унаследовал его сын, и к 1775 г. его мануфактура не имела в Москве конкурентов, равных ей. И тем не менее к концу XVIII в. разорилась.
Однако совсем на нет текстильное дело в Хамовниках не сошло. В 1840 г. купец Востряков открывает фабрику, выпускавшую ситцевые платки, мебельные ткани и другой текстиль, затем продает ее французам. В 1875 г. француз по фамилии Жиро открыл шелкоткацкую фабрику, в советские годы выросшую до крупнейшего текстильного комбината «Красная Роза». В 2000-е гг. его цеха были переведены на окраину столицы, а освободившаяся площадь застраивается офисными, торговыми и жилыми зданиями. В 1906 г. на Саввинской набережной была открыта кружевная мануфактура «Ливере», ныне не существующая, в ее бывших корпусах расположены также офисы и магазины.
Были снесены корпуса завода «Каучук», переведенного в 1915 г. из Риги. От завода осталось конструктивистское здание клуба, спроектированное К. С. Мельниковым, претерпевшее переделки во второй половине XX в. и пока, на стадии реставрации, ясного статуса не имеющее.
Если специально искать в Москве место, где сильнее всего проявляется традиция твердо придерживаться правил писаного или неписаного Кодекса чести, то это, конечно, Хамовники.
Объективности ради, нельзя не сказать, что это относится в большей степени к столетиям минувшим, а не к нашему времени, но важнее, что эти понятия не исчезают. У тех же ткачей-хамовников главным правилом жизни было работать на совесть. За лень, небрежность, а уж тем более за обман ткачи безжалостно изгоняли разгильдяев из «обчества». Возможно, именно царивший тут строгий дух, своего рода «гений места», навел Павла I на мысль поставить в Хамовниках (как и в Лефортове, и у Покровских ворот) военные казармы, на месте снесенной мануфактур Тамеса. Хамовнические казармы в стиле классицизма начали строить уже при Александре I. Три корпуса вытянулись вдоль Хамовнического плаца, в XX в. поглощенного Комсомольским проспектом. По их флангам были устроены два служебных двора в виде одноэтажных каре. Восточный двор вскоре стал пожарно-полицейской частью, западный — использовался для конюшен гусарского полка. Первые этажи казарм занимали солдаты, верхние — офицеры. Старшие офицеры и командир полка жили в бывшем доме Тамеса, прозванном Шефским домом.
Хамовнические казармы были самыми большими среди казарм Москвы и, по мысли Александра I, должны были кроме обучения военному делу воспитывать элиту общества на высоких идеалах Кодекса чести, состоявшего из десятков пунктов. Основополагающими принципами этого воинского Кодекса были любовь к Родине и благородное поведение. В полном согласии с ними действовали декабристы из Союза благоденствия, собиравшиеся не где-нибудь, а в Шефском доме. Узнав об этом, уже после подавления декабрьского восстания 1825 г., император Николай I с горечью усмехнулся...
Ныне в зданиях Хамовнических казарм располагается Военный университет Министерства обороны.
Первый Московский государственный медицинский университет (ПМГМУ) им. И. М. Сеченова — другой крупнейший учебный и научный комплекс Хамовников — вместе с принадлежащими ему клиниками построен на бывшем Девичьем поле. (Кафедры ПМГМУ имеются и в других лечебных стационарах города.) Это крупнейшее медицинское учебное заведение в России. Создано оно было в 1758 г. как медицинский факультет Московского университета. За почти 260 лет своего существования университет провел тысячи исследований, разработал массу методик, применяемых широко и с большой эффективностью. Его выпускники первыми в России стали принимать клятву Гиппократа.
В Хамовниках, в бывшем Долго-Хамовническом переулке, в 1920 г. переименованном в улицу Льва Толстого, находится Мемориальная усадьба-музей великого писателя, в наше время ставшая также культурно-концертным центром. Купив эту усадьбу в 1882 г., Толстой с семьей провел здесь 19 зим (летом они жили в Ясной Поляне) до 1901 г. Хотя Лев Николаевич не любил больших городов, для Москвы автор «Войны и мира» делал исключение. Здесь Лев Николаевич создал более 100 произведений, среди которых такие его шедевры, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», роман «Воскресение», пьесы «Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп».
В обычной жизни более всего ценивший невзыскательный патриархальный лад, Толстой выбрал для покупки этот дом из-за его прекрасного сада. И даже доносившийся с утра до вечера шум от находящейся неподалеку мануфактуры Широ не мог поколебать его привязанность к этому месту, и он с удовольствием работал в саду. Сам по себе дом имеет и архитектурную ценность. Строившийся в 1800-1805 гг., он — образец усадьбы допожарной Москвы. Хотя Толстые многое здесь перестроили, пристроили, переделали, но общий стиль усадьбы не нарушили, напротив, довели до стилистической законченности, что признано историками архитектуры Москвы. В музее представлено множество подлинных вещей, принадлежавших писателю и членам его семьи.

Храмы

В Хамовниках церквей и других зданий культового назначения куда меньше, чем, например, в Замоскворечье, но двум из них известности не занимать. Это храм Николая Чудотворца и Новодевичий монастырь.
На углу улиц Льва Толстого и Тимура Фрунзе стоит один из самых красивых храмов Москвы — Николая Чудотворца в Хамовниках. И даже в этом ряду избранных храмов у Николы Хамовнического особое место, сравнимое разве только с Василием Блаженным. Народные эмоциональные эпитеты тут такие: от простого «нарядный» до многозначительного «духоподъемный». Первое, деревянное здание храма было построено в 1625 г., но некоторые историки полагают, что раньше. В 1657 г. он упоминается уже как каменный. В 1679-1682 гг. по указу царя Фёдора Алексеевича было возведено новое здание, несколько в стороне от старой церкви. В 1757 г. у него появился придел Св. Димитрия Ростовского, в 1872 г. — заново освященный в честь чудотворной иконы Богоматери «Споручница грешных». За все века своего существования храм был закрыт только один раз, в 1922 г., когда большевики конфисковали церковные ценности. Но, закрывшие многие церкви, чтобы устроить в них склады, мастерские, трансформаторные станции, на эту красоту они не посягнули, не посмели...
Церковь имеет традиционное пятиглавие, но в то же время — черты нарышкинского барокко. Ее фасады украшены изразцами двух типов: зелеными «муравлеными» в кокошниках основного храма и многоцветными «поливными» на шатровой колокольне с ее 32 «слухами». Окна обрамлены узорчатыми фигурными наличниками. Сохранились и старинные колокола храма: один из них — 1685 г.
Не самый древний, но самый известный среди московских монашеских обителей Новодевичий монастырь, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2004 г., основал в мае 1524 г. великий князь Московский Василий III в честь 10-летия присоединения к Московскому княжеству Смоленска, более 100 лет подчинявшегося Литве, — события, завершившего формирование централизованного русского государства. Первым здесь был возведен пятиглавый собор во имя чудотворной иконы Богоматери Одигитрии Смоленской, и в 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля была торжественно перенесена эта самая икона, вернее, точный список с нее. Оригинальный образ Василий Тёмный в 1456 г. вернул в Успенский собор Смоленска. Вместе с иконой монастырь получил статус царского богомолья. Ежегодно сюда совершался царский крестный ход, а на Девичьем поле проходили народные гуляния. Основные здания монастыря были возведены в 1680-е гг. — фундаментальные крепостные стены с неординарными навершиями, напоминающие изящные короны, две надвратные церкви, трапезная палата с Успенским храмом, колокольня, новые корпуса келий и палат. Инокинями монастыря становились некоторые бывшие супруги, вдовы, сестры и дочери властителей Руси. По разным причинам, не всегда по собственной воле. Среди них были Ирина и Ксения Годуновы, царевна Софья, Евдокия Лопухина, Мария Буйносова-Ростовская и другие женщины, имевшие или могущие иметь влияние при дворе.
21 августа 1612 г. на Девичьем поле русские дружины народного ополчения под началом Дмитрия Пожарского одержали победу над оккупантами-поляками, разорившими монастырь, и начали свой победоносный поход на Московский Кремль.
После Бородинского сражения все самое ценное из монастыря, в том числе икона Смоленской Богоматери, было вывезено в Вологду. Насельницы же остались на месте и совершали все службы даже при вступлении в монастырь французских солдат, чьи штыки здесь распоряжались почти месяц. Когда французы уходили, они намеревались взорвать монастырь, заложив для этого несколько пороховых бочек, и уже запалили фитили, тянущиеся к ним, но монахини, рискуя жизнью, сумели быстро залить их водой, и еще, по преданию, им в помощь хлынул сильный ливень.
В 1994 г. монашеская жизнь в Новодевичьем монастыре возродилась.

Хамовники (историческая карта)

 

Хамовники на карте Москвы

 


Общая информация

Исторический район Москвы.
Время начала образования: конец XVI в.
Современное состояние: культурно-исторический район, в котором среди общественных зданий самая большая доля — высших учебных заведений, медицинских (с клиниками при них) и военных.
Основные транспортные магистрали сегодня: Комсомольский проспект, Большая Пироговская улица, набережные Москвы-реки.
Современная административная принадлежность: Центральный административный округ Москвы.

Цифры

Протяженность основных магистралей: Комсомольский проспект — 3,6 км, Большая Пироговская улица — 1,75 км.
Высота колокольни Новодевичьего монастыря: 72 м.
Длина основного пролета Пушкинского (Андреевского) моста — 135 м, основного пролета Лужнецкого метро-моста — 108 м.

Экономика

Промышленность: небольшие частные предприятия по производству текстиля и пошиву одежды; пищевая промышленность.
Сфера услуг: образовательные услуги, научная деятельность, банковские и бизнес-услуги, туризм, торговля.

Достопримечательности

Мемориальная усадьба-музей Л.Н. Толстого (начало XIX в.).
Большая спортивная арена и другие спортивные комплексы в Лужниках.
Лужнецкий метромост (1959 г., перестройка — 2002 г.), Пушкинский (Андреевский) пешеходный мост над Москвой-рекой со стеклянным покрытием между Нескучным садом и Фрунзенской набережной (1999 г., использованы конструкции Андреевского моста 1907 г., памятника инженерного искусства).
На Зубовском бульваре (улице одноименной площади) — Провиантские склады (ампир, 1829-1835 гг.), Музей Москвы (несколько локальных экспозиций).
Доходные дома XIX — начала XX в.

Культовые здания

Ансамбль Новодевичьего монастыря (объект ЮНЕСКО) с Музеем Московской епархии; храмы — Николая Чудотворца, или Святого Николы, в Хамовниках (XVII в.), Димитрия Прилуцкого с часовней для отпевания умерших при клиниках на Девичьем поле (1890 г.), Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня на Пометном (а затем — Чистом) Вражке, Святого Архистратига Божия Михаила (Архангела Михаила) при клиниках на Девичьем поле (1897 г.)
Хамовные палаты (конец XVII в.)
Здание Российского государственного архива древних актов (неоклассицизм, 1886 г.)
Здание Общевойсковой военной академии им. М. В. Фрунзе в стиле «романтизированного неоклассицизма», как трактуют его справочные издания (1930-е гг.).
Усадьба Грачёвых (классицизм, начало XIX в.), затем принадлежала ситцевой мануфактуре и мануфактуре «Ливере»
Комплекс клиник ПМГМУ на Девичьем поле (классицизм, 1880-1890-е гг., и другие стили), среди зданий — Городской дом начальных училищ (модерн, 1909 г.), ныне Медико-биологический факультет ПМГМУ, Музей истории медицины.
Детский сиротский приют им Н.С. Мазурина (стиль неогрек, 1892-1894 гг) (посольство Вьетнама).
Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках».
«Электролуч» — комплекс зданий между Большой и Малой Пироговской улицами, ныне бизнес-центр, в прошлом винный склад, образец промышленной архитектуры в стиле русского историзма начала XX в.
Клуб завода «Каучук» (арх. К. С. Мельников) (конструктивизм, 1929 г.).
Жилой Дом архитекторов на Ростовской набережной (постконструктивизм, как считал автор проекта А.В. Щусев, 1930-е гг.).

Парки

Новодевичьи пруды и некрополь Новодевичьего монастыря, сквер Девичьего поля.
■ Погодинская изба (1856 г.).

Любопытные факты

■ Печальная судьба чуть было не постигла изящный пятишатровый храм Михаила Архангела на Девичьем поле. В 1978 г. на его месте планировалось построить пищеблок Первого медицинского института им. Сеченова, хотя храм был внесен в список памятников архитектуры. Вмешательство общественности прекратило снос. К 2002 г. его разрушенная стена и приделы были восстановлены. В этом храме издавна крестили детей, рожденных в местной «родовспомогательной» клинике (ныне Институт акушерства и гинекологии). От храма проходит прямая дорожка к моргу, за которой закрепилось название с философским подтекстом — Аллея жизни. Оно не забыто и в наше время.
■ В храме Воздвижения Честного Животворящего Креста в 1-м Воздвиженском (Тружениковом) переулке 25 мая 1901 г. венчались Антон Павлович Чехов и Ольга Леонардовна Книппер. Венчание было тайным. О нем не знала даже семья Антона Павловича. Перед этим Чехов писал своей невесте: «Если даешь слово, что ни одна душа в Москве не будет знать о нашей свадьбе до тех пор, пока она не свершится, то я повенчаюсь с тобой хоть в день приезда. Ужасно почему-то боюсь венчания, и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться».
■ Хамовнические казармы дважды становились местом сбора народного ополчения, и оба раза при начале отечественных войн — в 1812 и в 1941 гг.
■ В начале XX в. в Хамовнической полицейской части существовал... салон, где собирались художники, литераторы, музыканты. Этому факту существует вполне конкретное объяснение. Вечера московской богемы проходили в располагавшейся в этом же здании казенной квартире полицейского врача С. С. Голоушева, который, кроме того, что производил судебно-медицинские экспертизы, был художественным критиком, публиковал статьи под псевдонимом Глаголь, неплохо рисовал и преподавал историю искусства в Строгановском художественном училище.
■ В XVII в. на Девичьем поле были разбиты «аптекарские огороды», где разводились лекарственные травы. Тогда это поле тянулось широкой и длинной полосой от стен Новодевичьего монастыря до современного Садового кольца. Его границами условно можно считать Погодинскую улицу на западе и Малую Пироговскую на востоке. Почти по оси бывшего поля проходит Большая Пироговская улица. До 1924 г. эти улицы назывались Большая и Малая Царицынские, по находившемуся здесь двору Евдокии Лопухиной, первой и нелюбимой жены Петра I, похороненной в некрополе Новодевичьего монастыря, где она жила с 1717 г. под именем инокини Елены.
■ Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» имеет второе название — имени Мандельштама. Имеется в виду не поэт Осип Мандельштам, а его однофамилец, революционер Александр Мандельштам; сам же парк в 1930-е гг. назывался Рабочий сад. С XVI в. он относился сначала к усадьбе, которой владел князь В. В. Голицын, а затем — его внучатый племянник князь Н. Ю. Трубецкой, в 1758 г, построивший на месте голицынского новый усадебный дом, где бывали многие выдающиеся деятели культуры. В 2001 г. подлинный деревянный дом сгорел, но увидеть его можно, правда, в копии-новоделе из бетона.
■ Недалеко от Новодевичьего монастыря, на Погодинской улице, стоит небольшой деревянный дом, украшенный ажурной резьбой в древнерусском стиле, один из редких памятников такого рода в Москве, — Погодинская изба. Это все, что осталось от усадьбы М. П. Погодина, профессора Московского университета, историка, одного из самых ярких публицистов XIX в. Сама усадьба была разрушена попавшей в нее в 1941 г. немецкой бомбой. В литературном салоне Погодина бывали известные писатели, а Гоголь написал в этой усадьбе первый том «Мёртвых душ». Сохранившийся флигель называли Древлехранилищем, там размещались древнерусские реликвии, собранные профессором и выкупленные со временем Государственной казной. (Сейчас в доме офис.)

11
0
8 697
bmisha
Россия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх